space/memorial%20estate/seva/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Усадьбы  /  А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)

 А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)
Размер шрифта: распечатать




Заключение (2.62 Kb)

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что в эпоху Сёва всё стилистическое разнообразие японских садов свелось в усадьбах, по существу, к одному стилю – стилю натурализма, представляющему собой некое смешение японского природного и английского пейзажного садов. Площадки, усыпанные гравием перед домом, уступили место газонам, однако цветники так и не прижились. Не прижилась в чистом виде и европейская архитектура.

Безусловно, это уже не те сады, которые мы представляем себе при словах "японский сад". Как следствие такого опрощения - их единообразность. С дизайнерской точки зрения, в них исчезла структурированность, композиционнось. Тем не менее, хороший вкус не оставляет японцев. В них превалирует идея преклонения перед природой, признание приоритета творчества природы над творчеством человека. Как раз в начале бурного XX века среди владельцев усадеб появляется всё больше людей сукися, людей с утончённым вкусом, сады которых отличались подчёркнутой простотой и приближенностью к природе, отражавшие стремление укрыться от социально-политических реалий времени.

Люди издавна искали в природе утешения от мирских бед, и во времена социальных потрясений эта тяга усиливалась. В XII веке, после войн и бесконечных междоусобиц, сопровождавших закат блистательной эпохи Хэйан, многие уходили в горы, ведя там отшельнический образ жизни. Однако с ростом городов обращение к природе стало принимать иные формы. Путь, который выбрали жители городов - не уход от мира в хижины среди природы, а введение естественной природы в свои усадьбы.

В начале XX века такой подход к созданию сада получил теоретическую поддержку в работах одного из основоположников эстетической науки в Японии Ониси Ёсинори, выдвинувшего принцип синдэнсюги («естественность», «натурализм») как основу японского эстетического сознания с древнейших времён. Наглядный пример - храм Дзёнокоси периода Кофун (250 – 538 гг), археологические останки которого обнаружены в г. Уэно, пров. Ига, служивший местом поклонения живописному источнику. Отличительной чертой стиля натурализма ставшего  ведущим направлением садового искусства Японии XX века, стало возвращение к безыскусной природе. При этом появлялось всё больше садов, в которых присутствовали оба стиля, дополняя друг друга. Сады эпохи Сёва - это продолжение постоянных поисков наилучшего отображения  в творчестве человека природы, полной жизни.

Публикуется впервые


(0.1 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 27.08.2017
  • Автор: Зайцев А.Б.
  • Ключевые слова: сад, натурализм, лес, сукия, минка
  • Размер: 2.62 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зайцев А.Б.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100